fbpx
Academy Lab

Практика улучшений процессов: с чего начать

«Главное ввязаться в бой, а дальше видно будет», — эту фразу в различных интерпретациях приписывают Наполеону Бонапарту. И она заряжает на активные действия. Но прыгать в омут изменения в бизнес-процессах с головой без четкого плана — не лучший вариант. В большинстве случаев результат будет неудовлетворительным.

Благо изобретать велосипед нам не придется: проверенный на практике подход уже существует. Называется он жизненный цикл проекта по улучшениям. О нем сегодня и поговорим.

И тут вы спросите: «А как понять, что фирме необходимы улучшения в области бизнес-процессов, если она нормально функционирует и не находится на грани банкротства?» Отличный вопрос!

Вариантов может быть несколько:

  • Снижение производственных показателей
  • Давление со стороны конкурентов
  • Приобретение новых предприятий
  • Изменение ситуации на рынке
  • Освоение новых рынков и другие.

Во всех перечисленных ситуациях наличие гибкой и адаптивной системы бизнес-процессов увеличивает шансы компании на повышение прибыли и выживаемость в целом.

Например, школа иностранного языка с очным форматом преподавания оперативно перестраивается на дистанционную работу. Данное улучшение процесса позволяет не только ни терять прибыль в условиях изоляции, но и помогает принести дополнительную выгоду в виде расширения количества клиентов за счет работы с регионами, в которых отсутствуют офисы фирмы.

Знание принципов внедрения улучшений процессов полезно как руководителям, так и исполнителям. Еще на стадии анализа текущей ситуации оно помогает критически оценивать качество выполняемых задач и вносить корректировки в бизнес-процесс, не дожидаясь появления негативных последствий для компании в целом.

Например, руководитель увидел в отчетах скачок количества возвратов товара на 20%. Вместо того чтобы искать причины в предвзятости клиентов или отмахнуться от проблемы, он может ознакомиться с аналитикой (например, описанием причин возвратов из отчетов CRM) и дать распоряжение о доведении обратной связи от клиентов до всех исполнителей, вовлеченных в процесс производства/реализации.

Вернемся к жизненному циклу проекта по улучшениям. В него входят: инициация проекта, планирование, реализация и контроль, а также завершение работ.

Этап инициации проекта начинаем с определения «что» и «зачем» будет улучшаться. В этом нам поможет небольшой чек-лист, включающий следующие вопросы:

  1. Много ли брака, рекламаций, жалоб от клиентов?
  2. Большой ли объем запасов в цехах и/или на складах?
  3. Присутствует ли скопление продукции в отделе контроля качества?
  4. Случаются ли срывы в сроках выполнения клиентских заказов?
  5. Бывают ли простои оборудования?
  6. Велик ли объем работы по исправлению ранее сделанных ошибок?

Вопросов может быть гораздо больше, это лишь примеры.

Если вы ответили хотя бы на 3 вопроса положительно, считайте, что улучшение процессов вашей компании необходимы.

Еще одна составляющая положительного результата проекта – корректно поставленная цель. Не стоит надеяться, что она будет сформулирована в процессе анализа текущей ситуации. При таком подходе тратится много ресурсов, а результат так и не достигается.

Наиболее эффективный вариант: выявить с помощью чек-листа несколько приоритетных проблемных направлений и сформулировать цель/цели проекта, отталкиваясь от них.

Корректная цель должна быть измеримой, достижимой, актуальной, четко сформулированной по временным рамкам. SMART – идеальный инструмент для этой задачи. Пример формулировки: снизить количество бракованных изделий трикотажного цеха на 15% за 12 месяцев.

Далее согласовываем проект с руководителем, ответственным за процесс функционирования подразделения либо с заинтересованным лицом. При необходимости он скорректирует формулировку ожидаемого результата и поможет увидеть несостыковки цели проекта с текущими реалиями предприятия. Например, порекомендует поставить цель снижения брака не 15%, а 10%, если производственная линия и бизнес-процессы не готовы к более амбициозным планам. Также выделит необходимые для реализации ресурсы: финансы, сотрудников; поможет получить поддержку вовлеченных в процесс сторонних отделов.

В финале формируем проектную команду, готовим и утверждаем проектную документацию.

Проделав перечисленные шаги, переходим к фазе планирования. О ней я расскажу в одной из ближайших статей. Хорошая новость — у вас будет время опробовать на практике инструменты, с которыми вы познакомились сегодня.

Данный подход универсален, его можно использовать вне зависимости от специфики задач и целей проекта: будь то написание закупочной стратегии, запуск информационной системы, сайта, производственной линии и т.д.

Хотите узнать от А до Я о внедрении улучшений в процессы?

Регистрируйтесь на программу профессиональной переподготовки «Академия Процессного управления» от Б1

    Екатерина Морева

    Бизнес-тренер, коуч, консультант Академии бизнеса Б1

    Оставьте свой комментарий