Ситуация неприятная и распространенная. Но есть хорошая новость – это кассовый разрыв, и им можно управлять.
Кассовый разрыв – временное отсутствие денежных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности. Определяется по формуле:
ДС+П-О=ОДС
Где:
ДС — остаток денежных средств на начало периода
П — поступления за период (неделя / месяц)
О — оплата и расходы за период (неделя / месяц)
ОДС — остаток денежных средств на конец периода.
Если остаток денежных средств на конец периода отрицательный, то мы видим кассовый разрыв.
Как он возникает
На условиях предоплаты в январе мы получили сырье. Только в марте мы отгрузили готовую продукцию на условиях отсрочки, подписали акт и отразили прибыль. Однако денежные средства мы получим только в мае. Получается, что денежные средства, направленные за сырье в январе, вернутся на расчетный счет с прибылью только в мае. При этом все 5 месяцев мы должны платить заработную плату, налоги и нести прочие расходы. Возникновение кассового разрыва может привести к таким неприятностям, как пени, штрафы, подрыв репутации, расторжение договоров, задержки в выплате заработной платы и т.д.
Как не допустить
Основная причина возникновения кассового разрыва заключается в отсутствии планирования денежных потоков. Планирование выражается в составлении планового отчета о движения денежных средств (ОДДС). Инструмент заключается в расчете остатка денег с учетом будущих поступлений и выплат на срок от нескольких недель до года для операционной деятельности.
Например, заключен договор, в котором предполагается аванс и поэтапная оплата по видам работ. Планирование в этом случае заключается в отражении в платежном календаре в советующие даты поступлений от клиента, выплат поставщикам, заработной платы сотрудникам, налогов и прочих платежей.
Полное видение картины позволяет осуществить балансирование денежного потока — равномерное распределение выплат и поступлений в течение прогнозного периода. Например, выплата заработной платы осуществляется два раза в месяц: 5 и 20 числа. Необходимо избежать в указанные даты дополнительных крупных платежей и не прописывать их в договорах аренды, лизинга и т.д.
Еще одной причиной возникновения кассового разрыва могут стать неплатежи заказчиков. Предупреждение таких рисков основывается на первоначальной оценке платежеспособности клиента и его репутации.
Что делать, если кассовый разрыв случился
- расставить приоритеты – оплатить обязательные, перенести низкоприоритетные платежи
- поработать с дебиторской задолженностью — получить оплату раньше
- поработать с кредиторской задолженностью — увеличить сроки оплаты поставщикам
- стимулировать продажи.
Если ничего не сработало, привлекаем собственные или заемные средства и планируем денежные потоки на будущее, чтобы в дальнейшем не допускать разрывов.
Планирование и балансирование денежных потоков учитывают текущую деятельность, будущие планы и обеспечивают базис для устойчивого финансового положения и развития компании.
Хотите получить проверенные, отработанные на практике инструменты управления финансами?
Узнайте больше о возможностях обучения в Академии бизнеса Б1
Оставьте свой комментарий