Часто руководители жалуются, что команда не вовлечена, сотрудники не хотят брать ответственность, не выполняют договоренности, если не напомнить. Один из действенных способов это исправить – вовлекать команду в процесс обсуждения и принятия решений. Это не значит, что руководитель перестает быть главным. Финальное решение всегда за ним, но вовлечение позволяет людям почувствовать, что это и их решение тоже.
Однако, в процессе такого совместного обсуждения решений, вы можете обнаружить, что члены команды по-разному смотрят на одну и ту же проблему. И аргументируют свои идеи они тоже часто по-разному. Кто-то видит потенциальную прибыль, а кто-то демотивацию людей, кто-то опирается лишь на объективные цифры, а кто-то на отзывы и мнения авторитетных людей. Это может приводить к конфликтам, взаимным обвинениям и поляризации команды.
Чтобы команда получала пользу от того, что состоит из разных, порой сильно непохожих людей, мы используем инструменты, повышающие осознанность и помогающие принимать эту непохожесть. Один и них – типология личности Майерс-Бриггс (MBTI), которую мы рассматриваем на программе развития руководителей Mini MBA.
MBTI позволяет нам проанализировать и систематизировать отличия между людьми в том:
- откуда мы черпаем и куда направляем свою энергию;
- на какого рода информацию нам свойственно обращать внимание;
- на что мы опираемся, принимая решения;
- какой стиль жизни предпочитаем и как мы взаимодействуем с окружающим миром.
В каждом из этих четырех измерений у нас проявляется некоторая склонность. То есть привычный, «автоматический» формат мышления или поведения. В MBTI это называется «психологическое предпочтение».
Давайте рассмотрим третье измерение, которое поможет нам лучше понять склонности в принятии решений и аргументации членов команды. Условно можно разделить людей на два лагеря «логики» и «этики». Эти названия условные и не имеют ничего общего с IQ или добротой.
Итак, присмотритесь к своей команде.
Логики, чтобы принять решение, обычно:
- Опираются на логику
- Ищут причину и следствие
- Ищут объективную истину
- Беспристрастны
- Ориентированы на задачу
- Оценивают объективные данные
- Для них не довод, что другие поддержали это решение.
Этики, чтобы принять решение, обычно:
- Опираются на ценности
- Стараются увидеть другие точки зрения
- Ориентированы на отношения
- Ищут гармонию в отношениях
- Сочувствуют
- Спрашивают, как другие поступали и что решали
- Для них важно, приняты ли во внимание другие люди.
В глазах логика этик может быть очень мягкотелым, не бизнес-ориентированным и зависимым от людей. В глазах этика логик может быть бездушным, меркантильным и не ценящим людей. Однако команда выиграет, только если будет использовать оба подхода одновременно.
Например, при принятии решения о внедрении новой CRM-системы «победили» логики. Систему закупили по очень выгодной цене, установили в кратчайшие сроки, разослали инструкции – ждут эффект. Однако, системой никто не пользуется, так как не учли негативные отзывы пользователей из других компаний, сложный эмоциональный фон в компании в данный момент и то, что важно провести PR-кампанию среди сотрудников.
Если же «победили» этики, то долго собирали отзывы по другим компаниям, проводили опросы сотрудников, сделали все максимально комфортно для людей, но заплатили за CRM систему в два раза больше среднерыночной цены и внедряли её три года.
Что делать, чтобы помочь команде понимать друг друга и учитывать оба предпочтения:
- Проанализируйте склонности в аргументации и принятии решений каждого члена команды
- Расскажите им про измерение «логики» — «этики» и поделитесь с командой своими наблюдениями
- Подчеркните пользу для команды от того, что члены команды смотрят на задачу или проблему по-разному
- Попросите представителей каждой психологической склонности сделать шаг навстречу своим противоположностям: логикам — в общении не злоупотреблять лишь подверженными фактами и цифрами, обсуждать и то, как решение повлияет на людей, мотивацию и репутацию. А этикам – не увлекаться лишь отзывами и мнениями людей, помнить и про факты, и про бизнес-результат.
- При совместной выработке решений старайтесь выделять одинаковое время как на логический анализ, критическую оценку предложений, так и на оценку влияния на людей, соответствие ценностям компании.
Как повысить осознанность и принимать «непохожесть» членов команды?
Узнайте в возможностях обучения в Академии бизнеса Б1
Оставьте свой комментарий