fbpx
Academy Lab

Такая разная команда: как мы принимаем решения

Часто руководители жалуются, что команда не вовлечена, сотрудники не хотят брать ответственность, не выполняют договоренности, если не напомнить. Один из действенных способов это исправить – вовлекать команду в процесс обсуждения и принятия решений. Это не значит, что руководитель перестает быть главным. Финальное решение всегда за ним, но вовлечение позволяет людям почувствовать, что это и их решение тоже.

Однако, в процессе такого совместного обсуждения решений, вы можете обнаружить, что члены команды по-разному смотрят на одну и ту же проблему. И аргументируют свои идеи они тоже часто по-разному. Кто-то видит потенциальную прибыль, а кто-то демотивацию людей, кто-то опирается лишь на объективные цифры, а кто-то на отзывы и мнения авторитетных людей. Это может приводить к конфликтам, взаимным обвинениям и поляризации команды.

Чтобы команда получала пользу от того, что состоит из разных, порой сильно непохожих людей, мы используем инструменты, повышающие осознанность и помогающие принимать эту непохожесть. Один и них – типология личности Майерс-Бриггс (MBTI), которую мы рассматриваем на программе развития руководителей Mini MBA.

MBTI позволяет нам проанализировать и систематизировать отличия между людьми в том:

  • откуда мы черпаем и куда направляем свою энергию;
  • на какого рода информацию нам свойственно обращать внимание;
  • на что мы опираемся, принимая решения;
  • какой стиль жизни предпочитаем и как мы взаимодействуем с окружающим миром.

В каждом из этих четырех измерений у нас проявляется некоторая склонность. То есть привычный, «автоматический» формат мышления или поведения. В MBTI это называется «психологическое предпочтение».

Давайте рассмотрим третье измерение, которое поможет нам лучше понять склонности в принятии решений и аргументации членов команды. Условно можно разделить людей на два лагеря «логики» и «этики». Эти названия условные и не имеют ничего общего с IQ или добротой.

Итак, присмотритесь к своей команде.

Логики, чтобы принять решение, обычно:

  • Опираются на логику
  • Ищут причину и следствие
  • Ищут объективную истину
  • Беспристрастны
  • Ориентированы на задачу
  • Оценивают объективные данные
  • Для них не довод, что другие поддержали это решение.

Этики, чтобы принять решение, обычно:

  • Опираются на ценности
  • Стараются увидеть другие точки зрения
  • Ориентированы на отношения
  • Ищут гармонию в отношениях
  • Сочувствуют
  • Спрашивают, как другие поступали и что решали
  • Для них важно, приняты ли во внимание другие люди.

В глазах логика этик может быть очень мягкотелым, не бизнес-ориентированным и зависимым от людей. В глазах этика логик может быть бездушным, меркантильным и не ценящим людей. Однако команда выиграет, только если будет использовать оба подхода одновременно.

Например, при принятии решения о внедрении новой CRM-системы «победили» логики. Систему закупили по очень выгодной цене, установили в кратчайшие сроки, разослали инструкции – ждут эффект. Однако, системой никто не пользуется, так как не учли негативные отзывы пользователей из других компаний, сложный эмоциональный фон в компании в данный момент и то, что важно провести PR-кампанию среди сотрудников.

Если же «победили» этики, то долго собирали отзывы по другим компаниям, проводили опросы сотрудников, сделали все максимально комфортно для людей, но заплатили за CRM систему в два раза больше среднерыночной цены и внедряли её три года.

Что делать, чтобы помочь команде понимать друг друга и учитывать оба предпочтения:

  • Проанализируйте склонности в аргументации и принятии решений каждого члена команды
  • Расскажите им про измерение «логики» — «этики» и поделитесь с командой своими наблюдениями
  • Подчеркните пользу для команды от того, что члены команды смотрят на задачу или проблему по-разному
  • Попросите представителей каждой психологической склонности сделать шаг навстречу своим противоположностям: логикам — в общении не злоупотреблять лишь подверженными фактами и цифрами, обсуждать и то, как решение повлияет на людей, мотивацию и репутацию. А этикам – не увлекаться лишь отзывами и мнениями людей, помнить и про факты, и про бизнес-результат.
  • При совместной выработке решений старайтесь выделять одинаковое время как на логический анализ, критическую оценку предложений, так и на оценку влияния на людей, соответствие ценностям компании.

Как повысить осознанность и принимать «непохожесть» членов команды?

Узнайте в возможностях обучения в Академии бизнеса Б1

    Дмитрий Бибетко

    Менеджер, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор Академии бизнеса Б1

    Оставьте свой комментарий