Критическое мышление – сегодня довольно модная и востребованная тема. Многие руководители, владельцы бизнеса хотят, чтобы их сотрудники умели критически мыслить. При этом под «критическим мышлением» каждый может понимать что-то своё и не подразумевать ничего конкретного. Давайте разбираться, что же это такое.
Критическое мышление (КМ) – это система суждений, помогающих создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его, анализировать и формулировать обоснованные выводы.
Как видите, прежде всего, КМ – это система суждений. В каком-то смысле это подход к тому, как вы работаете с информацией, а не конкретный инструмент или метод. Как раз это и приводит к тому, что КМ нам необходимо везде, где мы работаем с информацией – анализируем её, интерпретируем, делаем выводы.
Так, в бизнесе критическое мышление позволяет эффективно подходить к решению проблем, проверке рекомендаций, построению и оценке аргументов.
Если говорить о типичных сложностях при решении проблем, то они связаны с тем, что мы часто решаем не ту проблему, устраняем симптомы, а не причину, не определяем критерии успешного решения или пытаемся объять необъятное.
Критическое мышление позволяет подойти к решению осознанно: не бросаться с места в карьер, а вначале определить поле действий. Ведь прежде, чем бежать, важно понять куда бежать.
Итак, первый шаг на пути к решению – определить саму проблему.
Если вы спросите себя или коллег, какую проблему вы решаете, то многие описывают её на уровне симптомов или эмоций: «эффективность низкая», «всё плохо», «руководство недовольно». Работать с этим сложно или даже невозможно. Поэтому предлагаю вам 6 этапов из техники критического мышления, которые помогут сформулировать проблему и начать её решать.
1.В каком контексте существует проблема?
Спросите себя, как вы поняли, что у вас проблема? С какими проявлениями вы столкнулись? К каким последствиям это привело? Известны ли уже причины?
2. Что было триггером, чтобы начать решать проблему именно сейчас?
Действительно ли это событие, которое объективно подтолкнуло к решению? Или это горящие глаза коллеги, который прибежал на эмоциях и крикнул «Бросай всё, у меня проблема!»
3. Каковы критерии успешного решения?
Как вы поймете, что проблема будет решена? Опишите, как финансовые, так и нефинансовые составляющие. Посмотрите еще раз на контекст проблемы – всё ли вы учли.
4. Кто будет принимать решение по проблеме?
Что важно учесть, если решение инициируете вы, а согласие на него дают другие люди? Есть ли те, кто окончательное решение не принимает, но может на него повлиять? Что нужно принять во внимание в этом случае?
5. Какие ресурсы для решения у вас есть?
Подумайте, какие ресурсы у вас уже есть для решения этой проблемы? Что вам может потребоваться еще? Чем вы ограничены?
6. Какую основную проблему вы решаете?
Проблема останется проблемой, пока не станет задачей! Поэтому очень важна её конкретная формулировка. Вспомните свои ответы на 5 вопросов выше. О чём они говорят? Что действительно важно в проблеме?
Обратите внимание, что:
- Проблема должна звучать в форме поставленной задачи, а не констатации факта. Например, «как повысить эффективность?», а не «эффективность падает».
- Формулировка проблемы должна быть конкретна. Например, «как повысить эффективность потребления газа на западном участке на 20% до конца 3 квартала 2020 года?», а не абстрактно «как повысить эффективность?».
Эти 6 простых этапов помогут включить ваше критическое мышление при решении проблем. С помощью них вы сможете начать решать проблему и выбирать оптимальное решение, а не просто ходить по кругу и возвращаться к ней вновь.
Хотите научиться мыслить критически?
Узнайте о возможностях обучения в Академии бизнеса Б1
Оставьте свой комментарий