fbpx
Academy Lab

Концепция стейкхолдеров

Добрый день!

В прошлой статье мы говорили про КСО, а в этой узнаем про «концепцию стейкхолдеров».

В современном виде «концепция стейкхолдеров» получает распространение с середины 80-х годов XX века, когда выходит в свет работа Эдварда Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». Согласно Фриману, стейкхолдеры или заинтересованные в компании лица – это любой человек или группа, которые могут влиять или испытывают влияние политик и действий организации. Например, это акционеры, кредиторы, покупатели, поставщики и сотрудники. В других моделях этот список расширяется и включает также правительство, общество.

Каждая группа стейкхолдеров может что-то «ожидать» от организации. Прямые требования обычно недвусмысленны, они делаются между стейкхолдером и организацией напрямую: такое взаимодействие с акционерами, сотрудниками, покупателями и поставщиками. Однако есть еще и непрямые требования, которые выражают стейкхолдеры, не имеющие своего «голоса». Например, требование индивидуального покупателя продукции большой корпорации или требование еще не существующего поколения или требование окружающей среды. Эти требования от непрямых стейкхолдеров должны быть «расшифрованы» кем-то еще, чтобы быть выраженными.

Сейчас экономисты сходятся во мнении, что компании для успешной деятельности необходимо грамотно управлять отношениями со стейкхолдерами. Например, согласно модели Менделоу, можно классифицировать стейкхолдеров исходя из власти, которой они обладают, и интереса, проявляемого к компании.

Заинтересованные стороны в группе A требуют минимальных усилий и мониторинга.

Заинтересованных сторон в группе B необходимо постоянно держать информированными. Они могут быть важными для оказания влияния на заинтересованные стороны с большей властью. Эта группа будет включать сотрудников, покупателей и продавцов (процент продаж которых высок). Давление групп по защите окружающей среды тоже можно отнести в эту категорию, поскольку они будут искать, как повлиять на компанию, обычно, путем убеждения стейкхолдеров, имеющих большую власть.

Заинтересованные стороны в группе C обладают властью, но их уровень интереса в стратегиях организации низок. Они, как правило, относительно пассивны, но могут внезапно приобрести большее значение в результате определенных событий, перейдя в группу D по данному вопросу. Их требования должны быть удовлетворены. В эту категорию часто входят государственные органы и некоторые институциональные инвесторы. Институциональный инвестор — организации, объединяющие в пул крупные суммы денег и инвестирующие эти суммы в ценные бумаги, недвижимость и другие инвестиционные активы. В случае несогласия с политикой компании, они могут начинать продвигать свои интересы. Например, активно продавать акции компании, что отрицательно скажется на ее капитализации.

Заинтересованные стороны в группе D как влиятельны, так и высоко заинтересованы в стратегиях организации. Приемлемость стратегий с точки зрения этих ключевых игроков должна быть важной составляющей в оценке новых стратегий. Сюда входят основные акционеры и директора.

Идентификация заинтересованных сторон необходима для определения источников риска, которые могут оказать влияние на достижение целей компании или выполнение проекта. Анализ требований стейкхолдеров необходим для выявления потенциальных конфликтов интересов и для выбора успешной стратегии. А принципы эффективного корпоративного управления помогут в продвижении «концепции стейкхолдеров» в жизнь.

В чем заключаются основные принципы корпоративного управления мы поговорим в следующей статье!

Хотите сдать экзамен CIA?

Узнайте о возможностях подготовки в Академии бизнеса Б1

    Академия бизнеса