Скоро в компаниях будут работать совсем другие сотрудники, которые не будут похожи на тех, которые работали до кризиса, даже если это будут одни и те же люди.
Компании торопливо обновляют свои бизнес-модели. Какие сотрудники будут работать и чувствовать себя комфортно в них? Те, кто смог выдержать внутреннюю конкуренцию знаний, навыков, умений в новых реалиях, а также те, кто смог перестроиться на новые правила трудовой деятельности, кто занял свою роль в обновленных внутренних процессах.
Сейчас каждый, кто держится рядом с изменениями, может смело сказать, что обучение — это непрекращаемый процесс. Основной вызов, который стоит сейчас перед компаниями — это научить сотрудников учиться, запустив при этом процессы непрерывного образования (Long Life Learning, LLL).
Термин «непрерывное образование» был впервые употреблен в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. Концепция базируется на следующих принципах:
- обучение длиной в жизнь
- образование шириной в жизнь
- самомотивация к образованию.
Обучение длиной в жизнь может быть рассмотрено как обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека. Данный подход подразумевает, что людям необходимо продолжать учиться, постоянно возобновлять своё обучение, умения и навыки.
Обучение шириной в жизнь подразумевает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, необходимых и интересных для него видов деятельности.
Самомотивация к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится развиваться интеллектуально и повышать уровень своих знаний, что может оказать влияние на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.
А теперь немного цифр и проблематики (источник: Degreed, How the Workforce Learns).
- Почти 85% сотрудников учатся «на просторах Интернета» по крайней мере один раз в неделю. Время, самостоятельно инвестируемое в обучение в течение недели по инициативе сотрудника в 5 раз больше, чем то время, которое формально выделено работодателем.
- 66% обучения происходит в свое личное время.
- 70% учатся у сверстников или читают статьи и блоги каждую неделю, а 53% учатся на видео, при этом 77% используют смартфон или планшет.
- 94% сотрудников стремятся ускорить процесс обучения на рабочем месте: только 23% достигают этого.
- 3 из 4 человек вкладывают свои собственные деньги (в среднем 339 долларов) в развитие карьеры.
Концепция непрерывности обучения стирает границы между формальным и неформальным образованием и фактически дает возможность учиться всегда, везде, друг у друга.
Непрерывное образование способствует социальной интеграции, личностному развитию, что как нельзя актуально в текущей быстро меняющейся бизнес-среде.
На ком лежит ответственность за постоянное развитие сотрудников, непрерывный рост и улучшение качества и объема их знаний, навыков и умений?
Согласно опросу Б1, проведенному до кризиса, в 2019 году*, 58% руководителей бизнеса и 42% руководителей отделов по обучению этих же компаний, утверждали, что в течение следующих трех лет они увеличат инвестиции в обучение сотрудников своих компаний. В том числе увеличение на развитие новых навыков планировалось в двукратном размере.
*Источник: Ценность обучения в эпоху перемен (Learning’s value in the era of disruption), 2019.
Однако, есть разрыв между тем, как планировалось развитие сотрудников до пандемии, и тем, как это проходит в компаниях сейчас.
Согласно экспресс-опросу Академии бизнеса Б1, проведенному в апреле 2020, 23% компаний заморозили программы обучения до окончания пандемии, и 25% компаний хотят обойтись в этот период внутренними программами обучения.
Таким образом, пропасть компетенций «до» и «после» пандемии, сотрудникам компаний нужно будет перепрыгнуть либо самостоятельно, без поддержки работодателя, либо с существенными ограничениями в возможности подбора наиболее актуального для них обучения.
В этой статье мы собрали 7 практик обучения. Изучив их, вы сможете помочь себе быть внимательными к своей карьере и достичь успеха в непростые времена. Каждую практику мы сопроводили высказыванием великих людей, сделавших значимый вклад в концепцию long life learning.
Практика 1. Развивайте страсть к обучению. Если у вас получится, то вы всегда будете расти. Энтони Жд. ДиАнжело
Обучение начинается и заканчивается с человеком. Многие исследования подтвердили, что экспертизу в конкретной области создает не интеллект, а опыт и постоянная практика, осознанная работа ума. Наиболее успешные люди посвящают часы для обдумывания, решения задач за пределами их текущего уровня компетентности, выходят тем самым из зоны комфорта. Исследования в области нейропластичности показывают, что интеллект может быть развит, и что нет ограничения на то, что мы можем узнать на протяжении всей нашей жизни.
Действительно, мозг похож на мышцу, которая становится сильнее мере того, как мы его используем, а обучение побуждает нейроны в мозге и создает новые взаимосвязи.
Попробуйте стать немного любопытнее, чем обычно, чаще задавайте себе вопросы: почему? зачем? как?
Практика 2. Для нашего развивающегося ума весь мир — это лаборатория. Мартин Фишер
Традиционно в начале своей карьеры мы получаем образование в какое-то одной, узкоспециализированной области, которую по-максимуму пытаемся использовать в течение всей своей карьеры.
Может ли такой профиль знаний и навыков остаться востребованным в текущих реалиях? Очевидно, что большинстве случаев нет. Станьте серийным мастером, развивайте в себе компетенции будущего.
Согласно докладу Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации», в них войдут:
- Социальный / эмоциональный интеллект
- Медиаграмотность: информационная гигиена, анализ и создание цифровых продуктов
- Практика осознанности: концентрация внимания
- Медитация, расслабление, намерение
- Мышление, основанное на креативности и поиске возможностей
- Сотрудничество и решение проблем путем общего обсуждения
- Метапознание / обучение тому, как учиться.
Самый простой способ развиваться в этих областях — начать читать, интересоваться, исследовать эти темы в книгах, статьях, профессиональных сообществах.
Практика 3. Обучение — это не зрительский спорт. Д. Блочер
Зона выхода из комфорта, которую часто создает процесс обучения, подвергает человека стрессу, который может принести как пользу, так и вред. Согласно Закону Йерксу-Додсону (Yerkes–Dodson), существует криволинейная связь между увеличение стресса (который они называют «возбуждение») и повышением производительности. Когда люди впервые сталкиваются с новой задачей, они испытывают «хороший» стресс, ведущий к более высокому уровню производительности. Тем не менее, слишком много стресса может вызвать беспокойство и оказывают негативное влияние на производительность. Таким образом, при выборе задачи, сразу планируйте темп ее выполнения, при выборе темы для самостоятельного изучения, составьте личный график обучения.
Практика 4. Ты ничему не учишься, пока болтаешь. Линдон Б. Джонсон
Создайте личный бренд. У каждого есть профессиональный бренд, будь то тщательно продуманное выражение того, кем человек хочет быть или просто впечатление, которое он производит на других. Бренд передает ценность человека и обеспечивает фокус для личного обучения и развития.
Бренд, который определяет лучшие элементы человека и отличает его, имеет важное значение для достижения карьерных целей. Демонстрируйте свои знания как достижения своим коллегам, руководителям. Когда ваши коллеги и руководитель понимают, что уникального в вас, вам представят больше возможностей для роста внутри компании.
Поработайте над ключевыми элементами личного бренда: подлинность, четкое ценностное предложение, история, опыт, последовательность, видимость и связи. Проведите свой ребрендинг «до» и «после» кризиса.
Практика 5. Обучение — это не средство достижения цели, это сама цель. Роберт Хайнлайн
Самостоятельно поставьте себе учебные цели. Сколько книг вы панируете прочитать? Сколько экспертных статьей изучить? А написать? Будете ли вы выступать перед своими коллегами с целью обмена опытом? Запланируйте и отслеживайте прогресс.
Работайте с наставниками и запрашивайте от них обратную связь, подключайте отзывы о вашей работе от руководителей, коллег, клиентов.
Делайте личные инвестиции. Текущая ситуация и вызовы на рынке труда требуют для лиц, которые хотят усилить личный набор навыков и компетенций, многократного превышения количества неформальных часов обучения, над количеством часов, которые формально предоставляет работодатель.
Практика 6. Я всегда делаю то, что я не умею делать, в том порядке, который помогает мне научиться это делать. Пабло Пикассо
Обучайтесь так, как вам по душе. Помогайте себе учиться так, как вы любите это делать. Билл Бернетт и Дейв Эванс, авторы проекта «Создай свою жизнь» в Стэнфордском Университете, для построения программ обучения для своих студентов применяют принципы дизайн-мышления. Например, студенты используют карточные колоды для записей вопросов и проблем, ведут ежедневный журнал благодарности своим педагогам, а каждый курс они называют одним из плаваний Одиссея.
Помогите себе в обучении: будьте любопытными, попробуйте изучить что-нибудь неординарным для вас способом, придумайте личную эпическую историю.
Практика 7. Заполнить свой разум миллионом разных фактов, но при этом ничему не научиться вполне возможно. Алек Борн.
Поддерживайте своё здоровье. Способность оставаться Vital (дословно «жизненно важным») может внести существенный вклад для развития любого человека. Эта цель требует, чтобы люди ставили здоровье и благополучие первым приоритетом для себя в любых ситуациях. Уделяйте внимание физическим упражнениям, питанию, сну, расслаблению, развивайте хорошие, устойчивые привычки. Доказано, что достаточный сон оказывает огромное влияние на нашу способность приобретать, сохранять и извлекать знания. Он также влияет на внимание и концентрацию, креативность, развитие понимания, распознавания образов, принятия решений, эмоциональную реактивность, развитие доверительных отношений с окружающими.
Таким образом, для преумножения и сохранения навыков актуальными в будущем, сегодня от каждого требуется новый навык: «уметь учиться». Он поможет постоянно создавать новые версия «себя».
Мы рассмотрели практики и способы обучения, которые помогут нам «научиться учиться» в условиях быстрого темпа изменений, происходящих вокруг; создавать для себя возможности устойчивого карьерного роста.
Узнайте о возможностях обучения в Академии бизнеса Б1
Оставьте свой комментарий