fbpx
Academy Lab

Зачем регламентировать бизнес-процессы

Какие эмоции у нас вызывает словосочетание «регламентирующая документация»? Рискну предположить, что «смесь тоски и неприязни» с такими характеристиками, как:

  • Многостраничная
  • Написанная сложно воспринимаемым языком
  • Ее никто не исполняет.

Ради того, чтобы пополнить пыльную стопку регламентов еще одним, совсем не хочется тратить такое ценное и дефицитное рабочее время. Я попала в точку? Тогда могу сказать только одно: если вы не любите регламенты, вы просто не умеете их готовить.

Почему эффективные процессы невозможны без регламентов?

Во-первых, без регламентированных и описанных с различной степенью подробности процессов мы не приблизимся к процессу стандартизированному. Следовательно, не сможем автоматизировать, оцифровать и/или передать на аутсорсинг при необходимости.

Во-вторых, нет описанного и закрепленного зонами ответственности стандарта выполнения процесса или задачи, нет и стандартного результата на выходе. В этом случае не стоит удивляться, что одна и та же операция, например, оформление заявки на закупку, может выполняться 10 и более различными способами. Тогда и про продукцию или услугу, выпускаемую/оказываемую компанией в едином стандарте качества, говорить не приходится. С каждой производимой партией нас неминуемо будет ждать сюрприз.

Прежде, чем двинемся дальше, предлагаю синхронизироваться с понятиями. К регламентирующей документации относятся не только «талмуды» регламентов, но и должностные инструкции, мануалы, скрипты продаж, фото и схематичные инструкции выполнения тех или иных операций. Регламент описывает процесс в целом, все остальные – входящие в него операции с разной подробностью описания. Что получается: один раз потратили время и описали шаги процесса, и больше не нужно каждому новому сотруднику на словах объяснять особенности реализации процессов компании.

И тут вы, возможно, скажете: «Мы потратим время, но читать их все равно никто не будет и, тем более, исполнять». Я вам отвечу словами одного мультяшного героя: «Я знаю, что надо делать!». А делаем мы следующее:

А. Рассказываем, что у нас есть регламентирующая документация (перечисляем все, что есть)

Б. Проводим обучение

В. Проверяем знания

Г. Закрепляем ответственность выполнения обязанностей в соответствии с регламентирующей документацией за конкретными подразделениями/сотрудниками

Д. Вводим мониторинг метрик процесса, которые изо дня в день покажут, насколько велики отклонения показателей

Е. Проводим работу с сотрудниками в зависимости от результатов анализа: хвалим или проводим дисциплинарную беседу (на ваш выбор).

Хотите, подробнее узнать о том, как собирать информацию для регламентации процессов, управлять процессами через метрики и прививать в компании культуру постоянных улучшений?

Выполнили эти шаги? Все! Сняли головную боль и освободили рабочее время для более интересных задач. С большой долей вероятности, и количество рекламаций снизится.

Регистрируйтесь на программу «Академия Процессного управления»

    Екатерина Морева

    Бизнес-тренер, коуч, консультант Академии бизнеса Б1

    Оставьте свой комментарий