Большинство проектов выполняются командами, участники которых, возможно, ранее никогда с друг другом не работали и имеют разные представления о совместной работе. Каждая команда претерпевает изменения в течение жизненного цикла проекта – как количественные, так и качественные. Сегодня мы поговорим о пяти стадиях развития команды.
Разработанная Брюсом Такманом в 1965 году модель указывает на то, что любая команда проходит через 5 этапов своего развития:
Формирование. Данному этапу присущи дикий энтузиазм (ведь открывается новая глава и можно «начать жизнь заново»), неопределенность по поводу того, как сложится работа и каковы цели проекта. Люди начинают задаваться вопросами «Почему мы здесь?», «Что мы делаем?», «Какова наша цель?» и «Будет ли у нас кофе-машина?».
Притирание. На этом этапе энтузиазм спадает, появляются конфликты между членами команды, так как члены команды начинают бороться за статус, контроль, автономность, влияние и справедливость. К концу этапа роли распределяются равномерно между членами команды.
Выработка норм. На данном этапе у группы появляется групповая идентичность, которая плавно перетекает в команду. Команда начинает более охотно делиться информацией и понимать, какое поведение допустимо для всех, на что нужно хмуриться и что запрещать. Формируются командные правила: команда начинает понимать, что нельзя звонить в 2 часа ночи в субботу, чтобы уточнить, как заполнять форму ТА-77. Люди начинают помогать и доверять друг другу.
Исполнение. Вот здесь-то и начинается основная работа за счет стабильной структуры команды, которая выработала правила поведения. Члены команды начинают двигаться в унисон как танцевальная труппа ради достижения командных целей. На этапе «исполнения» члены команды становятся по-настоящему взаимозависимыми, принимают командные решения, а не индивидуальные. Все сокровенные секреты раскрыты, взаимоотношения выстроены, команда настроена на результат. Единственный недостаток данного этапа заключается в том, что не все команды доходят до данного этапа.
Закрытие. К концу проекта команда распускается, персонал высвобождается, дается обратная связь команде проекта, звучат благодарности и распиваются напитки. Члены команды постепенно выходят из ролей и начинают думать о будущем. Это один из самых грустных этапов, но и один из самых поучительных, ведь именно на нем члены команды могут оглянуться назад, посмотреть на свою деятельность и получить ценные уроки.
5 советов для 5 этапов:
- Цели и задачи должны быть ясны с самого начала проекта.
- Необходимо внедрить правила поведения в команде и проводить мониторинг исполнения.
- Команда должна понять, что конфликт – это норма для любой деятельности и команды.
- Каждый член команды должен что-то в нее вносить.
- Чередование ответственности позволит команде лучше понимать функции коллег и сделает членов команды более взаимозаменяемыми.
Как научиться лучшим методикам проектного управления?
Узнайте о возможностях обучения в Академии бизнеса Б1
Оставьте свой комментарий