fbpx
Academy Lab

Сценарии в стратегическом планировании: как выбрать лучший

Итак, мы сформулировали несколько сценариев стратегии. Как их представить заказчикам стратегии — акционерам, руководителям компаний, обществу, государству и так далее?

Как правило, сценариев делают немного, именно потому что мы говорим о каких-то больших инициативах, направленных на долгосрочную перспективу. Соответственно, сценариев может быть 2, 3, 4. Но это сильно, зависит от отрасли, в которой мы работаем, от текущего состояния этой отрасли, экономики в целом и так далее. Редко, но бывают ситуации, когда мы можем сформулировать больше пяти сценариев — это экстремальная ситуация, эксклюзивная.

И дальше наша задача сгруппировать сценарии так, чтобы их смысловая нагрузка была очевидна. Прежде всего, для людей, которые в дальнейшем будут выбирать между этими сценариями. Как здесь можно поступить?

Для группировки сценариев используются следующие практики:

  1. Мы говорим о том, что суть сценария — поиск общего врага, или поиск врага на рынке. Соответственно, это значит, что у нас есть понятный набор конкурентов. Мы стремимся их опередить, занять их долю, выжить с рынка, купить и дальше по списку. Это прекрасно работает в олигополии, когда у нас есть несколько игроков. Все друг друга знают и дружат, что называется, семьями. Совсем крайняя ситуация, это авиастроение – дуополия Airbus/Boeing, рынок производителей сотовых телефонов, которых сейчас уже в мировом масштабе представляет собой несколько крупных компаний, которые борются между собой. Это производители лифтов, у которых тоже всего несколько компаний, которые обслуживают весь мир и так далее.
  2. Мы можем поставить себе четкие цели. Это постановочный сценарий, нужно произвести такое-то количество продукции, к такому-то сроку, охватить такую-то клиентскую базу и так далее.
  3. Либо это идеологическая формулировка, например, что цель – компьютер в каждый дом (Майкрософт и Интел) или объединить мировое сообщество и дать людям возможность общаться друг с другом (Фейсбук). Сейчас самый хайповый пример — SpaceX. Очень понятное направление — основать колонию на Марсе. Сначала совершить полет, потом основать колонию. В реальном бизнесе, конечно, все это не столь возвышенно, на самом деле за этими всеми громкими словами скрываются вполне себе понятные наборы действий проектов, которые требуют ресурсов и должны быть обсчитаны.

Теперь переходим к оцифровке этих самых сценариев. Мы их сформулировали, и дальше нам необходимо оценить, действительно ли мы вообще предложили то, что реализуемо, на что у нас хватит ресурсов, и что это адекватно.

Как научиться оцифровывать сценарии стратегии?

Узнайте на тренинге «Как создать эффективную стратегию. Логика и основные принципы» в Академии бизнеса Б1

Мы детально посмотрим, каким образом происходит оцифровка сценариев, какие есть подводные камни и тонкости. Мы очень детально посмотрим, каким образом это реализуется на практике для компаний, работающих в различных направлениях. На примере одного из лидеров отрасли в мировом масштабе мы разберем формулирование этих самых сценариев, обсудим, каким образом они были созданы, что в них считалось и как. И как вишенка на торте — что же из этого выбирается, и по каким критериям в дальнейшем начинает реализовываться в компании.

    Академия бизнеса

    Оставьте свой комментарий