Стратегическое планирование, начиная c определенного масштаба бизнеса, является важной и часто неизбежной задачей: сейчас сложно себе представить ситуацию, когда крупная компания, работающая или стремящаяся выйти на мировой уровень не имела бы стратегии.
И у большинства организаций возникают правомерные вопросы:
Как определить, на какую из стратегических инициатив потратить время и ресурсы? Что принесет пользу бизнесу? Как изменятся продуктовые предпочтения людей и какие продукты из портфеля будут отвечать требованиям ее заказчиков?
В конечном итоге, именно стратегия дает ответ на то, каким образом компания (страна или цивилизация в целом) видит будущее и свой бизнес в нем, а также тот «путь», который приведет ее к этому будущему наиболее эффективным способом.
Забегая вперед, скажем, что дать этот ответ весьма непросто, и он может быть неверным. Тем важнее понимать, какие есть подходы к тому, чтобы минимизировать вероятность фатальной ошибки и, наоборот, воспользоваться теми возможностями, которые у нас есть.
Сегодня поговорим о том, как подойти к подготовке содержания стратегии, т.е. тех «ставок», инициатив, проектов, которые определят будущее развитие компании. Фундаментально есть несколько подходов, которые могут являться источниками для этого самого содержания.
Содержание стратегии определяют в зависимости:
- от места стратегии в компании. К примеру:
- корпоративная стратегия (какими бизнесами мы занимаемся? насколько наш портфель активов позволяет достичь желаемых целей?)
- бизнес-единиц (насколько мы конкурентны в том или ином бизнесе? как будет меняться конкурентный ландшафт в нашей отрасли?)
- продуктовая/функциональная или региональная стратегии (насколько новый продукт позволит занять лидирующую позицию на рынке? что мы не делаем в том регионе, где уже присутствуем?)
- от того, какая ситуация в той отрасли, в которой мы работаем и, соответственно, что актуально для компании в текущем периоде – активно расти, диверсифицировать бизнес, удлинять продуктовую цепочку, сокращать издержки и т.д.)
- от целевой аудитории и требований (кто «заказчик» стратегии и на какую аудиторию она рассчитана?)
- от временных горизонтов / сроков реализации (краткосрочные (3-5 лет), среднесрочные (5-7 лет), долгосрочные (более 7 лет) и других факторов.
В основе содержания стратегии должна быть некая ключевая идея. Но откуда же мы берем эти самые идеи, которые ложатся в основу содержания стратегии? Что является отправной точкой?
Тут есть несколько вариантов, когда идея:
- Рождается внутри компании как ответ на внутренние вызовы или амбиции и часто исходит от достигнутого. Так живут правительства фактически всех стран мира и достаточно многие компании: мы достигли таких-то показателей, давайте сделаем так же, но только «быстрее, выше, сильнее».
- «Насаждается» сверху: мы не идем от того, что уже имеем, а идеи приходят к нам сверху, в частности от наших акционеров, руководителей компании высшего звена. Это часто бывает в компаниях, в которых ее создатели, руководители и акционеры одни и те же люди.
- Приходит извне под действием сильного изменения внешней среды. Этот вариант уже не столь прекрасен, когда внешняя среда заставляет нас переформулировать свою стратегию, и, как правило, это происходит под влиянием факторов, которые оказывают настолько сильное и не всегда позитивное влияние на бизнес компании, что вынуждают нас все бросать и заниматься формулированием новых стратегий.
Также можно идти от обратного: когда у нас есть уже некая прорывная идея, и задача состоит в том, чтобы разумным и эффективным образом интегрировать ее с остальным бизнесом компании и при необходимости перестроить/адаптировать его. Это, можно сказать, крайняя форма варианта 2. Примером такого подхода можно назвать реализацию плана ГОЭЛРО, создание айфона, колонизацию Марса.
Так или иначе, в реальной жизни часто бывает, что мы комбинируем подходы: нам необходимо сформулировать расширенный пул идей, а далее отобрать из них наиболее разумные и эффективные, используя критическое мышление и методы стратегического анализа. Можно образно сказать, что создание стратегии — это процесс огранки идей, то есть мы добываем кимберлитовые трубки, а на выходе должны получиться бриллианты.
Как научиться применять на практике подходы к созданию стратегии?
Узнайте на тренинге «Как создать эффективную стратегию. Логика и основные принципы» в Академии бизнеса Б1.
Рассмотрим на примерах, как это может происходить, какие есть сильные и слабые стороны в каждом из подходов к созданию стратегии, как они могут реализовываться в жизни, и что нужно для того, чтобы стратегическое планирование происходило наиболее эффективным образом.
Оставьте свой комментарий