Мир бросает новые вызовы. Мы все являемся свидетелями глобальных изменений, происходящих на рынке. Многие ощущают себя находящимися в эпицентре цунами.
В такие периоды перед компаниями и их лидерами возникает огромное количество вопросов: «Что происходит?», «Что будет дальше?», «Что делать?».
Cynefin Framework (автор Дейв Сноуден (Dave Snowden) представляет собой управленческую концепцию, идея которой в том, что в разных состояниях неопределенности целесообразно по-разному подходить к способу анализа и принятия решения и гибко адаптировать поведение.
Согласно Cynefin Framework, все проблемы, возникающие перед лидерами, можно объединить в 5 типов систем в соответствии с характером причинно-следственных связей проблем и факторов. Четыре из них – простые, сложные, чрезвычайные и хаотические – требуют от менеджеров умения диагностировать ситуации и принимать меры, уместные в данном случае. Пятая – беспорядки – применяется в ситуации, когда не ясно, какая из четырех других категорий преобладает.
Рассмотрим все 5 типов систем. Каждая из них характеризуется двумя критериями: 1) уровень упорядоченности от низкого до высокого и 2) уровень сложности от низкого до высокого.
Начнем с Простой системы (по-английски Simple, Obvious). Упорядоченность высокая, сложность низкая. Система характеризуется стабильностью, в ней понятны причинно-следственные связи. Чтобы принять решение, достаточно воспользоваться лучшими практиками. Здесь может быть одно «лучшее» решение. Рекомендация для модели поведения руководителя: «почувствуй — категоризируй — реагируй».
Далее – Сложные упорядоченные системы (по-английски Complicated). Упорядоченность высокая и сложность также высокая. Причинно-следственные связи есть, но они не очевидны. Есть множество факторов неопределенности, влияющих на результат. Правильных решений может быть несколько. Поведение руководителя: «почувствуй – анализируй – реагируй». В этой системе применяются «хорошие практики». Для руководителя также важно слушать экспертов и прислушиваться к новым идеям членов команды.
Следующая система – Запутанная (по-английски Complex). Сложность высокая, упорядоченность низкая. Здесь происходит сложное взаимное влияние элементов друг на друга. Последствия непредсказуемы, а объяснения возникают только постфактум. При этом существует, как минимум, одно правильное решение. Целесообразная модель поведения руководителя: «пробуй – почувствуй – реагируй». Руководитель действует путем проб, толерантен к ошибкам, выявляет успешные решения и применяет их. В этой системе применяются «возникающие практики».
Четвертая система – Хаотичная (по-английски Chaotic). Это состояние системы – временное. Причинно-следственные связи постоянно смещаются, их сложно зафиксировать. Среда турбулентна, нестабильна. Модель поведения руководителя здесь: «действуй – почувствуй – реагируй». Задача руководителя – установить порядок в системе, поэтому наиболее действенный стиль управления — директивный. После установления система трансформируется либо в Упорядоченную сложную систему, либо в Запутанную. В Хаотичной системе применяются «новые практики».
И пятая область – Беспорядок, неопределенность (по-английски Disorder). Эту область Дейв Сноуден называет ключевой. Это состояние, когда мы не знаем, в какой из четырех описанных выше мы находимся. А находимся мы большую часть времени как раз в области неопределенности. Единственное, что здесь можно сделать – это разбить проблему на под-проблемы, классифицировать каждую из них и решать их одну за другой, применяя методологию.
Дейв Сноуден в своей методологии обращает внимание на то, что наиболее опасное и в то же время часто наблюдаемое – это падение (не переход) из Простой системы в Хаотичную. Он говорит: «…Как только вы поверили в то, что все просто и упорядочено, а также в то, что успех в прошлом обезопасит вас от неудач в будущем, вы фактически перемещаетесь в зону самоуверенности на границе простой и хаотичной областей и сваливаетесь в кризис. Если границы между другими системами — переходные, то эта граница является своеобразным обрывом. Восстановление после падения может оказаться крайне дорогим…».
Для эффективного руководства и принятия решений необходима готовность меняться каждому и, прежде всего, лидерам. Руководителям нужно учиться не только определять особенности создавшейся ситуации, но и изменять свое поведение в новых условиях. И одна из главных задач лидеров — готовить свою организацию к пониманию различных ситуаций и переходных условий; в период неопределенности — гибко и быстро перестраиваться и применять одновременно разные модели управления.
Хотите научиться эффективно управлять изменениями в компании?
Узнайте о возможностях обучения в Академии бизнеса Б1
Оставьте свой комментарий